Стеноз позвоночного канала

Стеноз (сужение) позвоночного каналаСтеноз – это любое сужение просвета позвоночного канала. Стеноз может развиваться как за счет постепенного разрастания костной ткани, либо связочного аппарата позвоночника, так и за счет внезапно выпавшего секвестра грыжи межпозвонкового диска

В чем суть патологии

Типичная клиническая картина развивается вследствие компрессии, оказываемой на спинной мозг или корешки спинномозговых нервов. Больные отмечают онемение и тянущие боли и слабость в ногах, усиливающуюся при ходьбе (нейрогенная перемежающаяся хромота). Боль в пояснице, как правило, не является основной жалобой при сужении позвоночного канала.

Выздоровление зависит от своевременности обращения к врачу. В подавляющем большинстве случаев пациенту требуется хирургическое лечение, так как консервативная терапия может влиять на процесс косвенно (снимая воспаление, отек сдавленной нервной ткани), однако устранить механическое воздействие она не в состоянии.

Виды

Заболевание различают по этиологии, выделяя врожденный (первичный) и приобретенный (вторичный) вид. Последний может возникнуть вследствие:

• дегенеративного процесса позвоночника (остеохондроз позвоночника);
  • травмы;
  • опухоли;
  • инфекционного заболевания;
  • перенесенной операции на позвоночнике.

Также различают разновидности стеноза по локализации – стеноз поясничного отдела, грудного или шейного. Причем первый вариант является наиболее частым.

Симптоматика

При данном заболевании ущемляются нервные волокна, служащие проводниками между спинным мозгом и периферической нервной системой. В результате развивается следующая симптоматика.

Симптом

Вероятность проявления

Нейрогенная хромота

91%

Иррадиирующие боли в нижних конечностях

71%

Слабость и онемение нижних конечностей

33%

Как правило, эти проявления усиливаются при физической активности – ходьбе и нагрузках на позвоночник (подъем тяжестей, упражнение на скручивание, сгибание спины).

Методы лечения

Лечение стеноза позвоночного канала ставит своей целью высвобождение нервных волокон от сдавливающей компрессии.

Если отсутствует возможность проведения хирургического вмешательства, некоторого улучшения можно добиться, используя следующие группы препаратов.

Противовоспалительные средства, в том числе стероидные гормоны и нестероидные препараты (НПВС)

Снимают локальный воспалительный синдром, отек тканей, за счет чего уменьшается боль

Миорелаксанты

Снимают мышечные спазмы

Антибиотики и противовирусные препараты

Применяются при стенозе, спровоцированном инфекционным заболеванием

Различные метаболические препараты

В качестве дополнения к медикаментозному лечению показана физиотерапия.

Хирургическое лечение стеноза поясничного, грудного или шейного отдела назначается, если консервативная терапия не дает желаемых результатов. В большинстве случаев операция носит плановый характер.

До 48 часов после вмешательства больной проводит под наблюдением врачей в условиях стационара. Полное восстановление занимает от месяца до полугода. Большой диапазон периода реабилитации связан с различными объемами хирургического вмешательства.

Цена

Из-за разнообразия способов лечения стоимость терапии устанавливается строго индивидуально, в зависимости от применяемых методов, по результатам беседы со специалистом-нейрохирургом. Стоимость консультации – от 3000 рублей.