Спондилолистез

Спондилолистез – это заболевание, возникающее, когда сдвигается один или несколько позвонков. Обычно это происходит, если удерживающие его на месте мышцы и связки испытывают чрезмерную нагрузку. Из-за этого тело позвонка может «выскользнуть» вперед (антеспондилолистез), назад (ретролистез) или в сторону (латероспондилолистез). Сдвиг вперед сужает позвоночный канал, оставляя меньше места для нервных корешков, и часто вызывает сдавливание нерва.

Также сдвиг может происходить из-за износа фасеточных суставов. Так называются дугоотросчатые сочленения в задней части позвонков. Они хотя и считаются маломобильными, выполняют важную задачу – обеспечивают движения между позвонками, ограничивают углы вращения вокруг своей оси и наклона тела. То есть не дают человеку изогнуться так сильно, чтобы растянуть и повредить межпозвонковые диски.

Существует несколько причин, которые могут привести к данному заболеванию позвоночника:

1. диспластический спондилолистез развивается при наличии дефекта (порока развития) в позвонке, который позволяет позвонку смещаться вперед. Это врожденное заболевание.
  2. истмический спондилолистез выявляет дефект в части позвонка, называемой межсуставной поверхностью. Если выявленный дефект существует без смещения, диагноз пациента – спондилолиз. Он может быть вызван повторной травмой.
  3. дегенеративный спондилолистез развивается из-за артритических изменений в суставах позвонков вследствие дегенерации хряща.
  4. травматический спондилолистез появляется из-за прямого повреждения позвонков.
  5. причиной патологического спондилолистеза является дефект в кости, вызванный опухолью.

В большинстве случаев при обычном осмотре в участковой поликлинике выявить спондилолистез пояснично-крестцового отдела позвоночника или спондилолистез шейного отдела позвоночника невозможно. Пациенты обычно жалуются на боли в спине и в конечностях. Но такие симптомы характерны для многих заболеваний позвоночника.

Специалисты клиники АКСИС имеют большой опыт в диагностике и лечении спондилолистеза и его разновидностей. Их профессионализм, наличие высокотехнологичного оборудования, а также инновационные методики являются основой успешного лечения различных заболеваний спины, включая спондилолистез.

Чтобы записаться на консультацию к нашему специалисту, вы можете позвонить по телефону +7(495) 228-03-38, либо сделать это с помощью специальной формы на нашем сайте.

Симптомы спондилолистеза и возможные последствия

Наиболее распространенный симптом – боль в нижней части спины. Так проявляется спондилолистез пояснично-крестцового отдела позвоночника. Она усиливается после упражнений. К другим симптомам относятся напряженность подколенного сухожилия и снижение амплитуды движений нижней части спины. У некоторых пациентов могут появиться боль, онемение, покалывание или слабость в ногах вследствие сдавливания нерва.

Спондилолистез без должного лечения может привести к деформации позвоночника, сужению позвоночного канала (вторичный спинальный стеноз), перегрузке суставного комплекса с развитием деформирующего спондилоартроза и спондилеза, сдавливанию кровеносных сосудов и корешков нервных окончаний. Последнее, если очень сильное, способно вызвать потерю контроля над работой кишечника и мочевого пузыря – «синдром конского хвоста».

Заболевание может также возникнуть в шее – это спондилолистез шейного отдела позвоночника. Например, в результате травмы или ревматоидного артрита. Проявляется обычно в виде болевых ощущений и скованности.

Диагностика и лечение спондилолистеза

В большинстве случаев основной инструмент, позволяющий выявить спондилолистез – рентгенография. Для более детального исследования могут понадобиться спиральная компьютерная томография либо магнитно-резонансная томография.

Выбор врачебной тактики зависит от конкретной клинической ситуации. Консервативный метод аналогичен лечению других причин механических и компрессионных болей в спине. Во время острой фазы заболевания доктор порекомендует ограничить физические нагрузки, вплоть до постельного режима. Назначит обезболивающие и противовоспалительные препараты, комплекс процедур. Например, армакупунктура, рефлексотерапия, массаж, остеопатия и другие.

Оперативному (хирургическому) вмешательству подлежат случаи с тяжелой неврологической или болевой симптоматикой. Консервативное лечение спондилолистеза не помогает справиться с болью, поэтому специалисты клиники АКСИС рекомендуют операцию. Один из методов хирургического лечения – стабилизация позвоночника и декомпрессия структур позвоночного канала. Задача операции - снять давление на спинномозговые нервы и тем самым устранить боль, скованность и другие негативные последствия, а также усилить опорную функцию позвоночного сегмента.

Описание операции

Конкретный тип операции выбирается в зависимости от вида спондилолистеза. В настоящее время в клинике проводятся минимально инвазивные операции, выполняемые через небольшие разрезы и проколы кожи. Пациентам с истмическим спондилолистезом может помочь восстановление дефектной части позвонка или межсуставной поверхности. Во время операции хирург удалит участок кости с задней части позвоночника (пластинки) и / или часть фасеточных суставов, – то есть все, что вызывает сдавливание нервных окончаний.

Обширные операции по декомпрессии могут больше ослабить стабильность позвоночника, поэтому точные масштабы хирургического вмешательства могут быть определены только во время процедуры. В частности, позвоночник может быть укреплен с помощью внутренней системы имплантатов.

Послеоперационный период

После операции, которая выполняется под общей анестезией, пациент будет ощущать некоторый дискомфорт и болевые ощущения. Наш опытный медицинский персонал поможет контролировать это состояние с помощью соответствующих лекарств.

Отёк тканей, как правило, вызывает усиление боли в зоне операции. Боль, связанная с операцией пройдет за несколько недель. При этом важно не прекращать прием определенных обезболивающих средств. Затем настанет время для реабилитации и физиотерапии, которая поможет окончательно вернуться к полноценной жизни.

Лечение спондилолистеза. Стоимость

Стоимость рассчитывается исключительно индивидуально, поскольку полностью зависит от стадии заболевания и выбора тактики лечения. Чтобы точно узнать, как лечить спондилолистез и сколько это стоит, необходимо записаться на консультацию в клинику АКСИС.

Возможно у вас спондилолистез?

Пациенты часто жалуются на боль в спине и периодические боли в ногах. Но самостоятельно определить, страдаете ли вы спондилолистезом, нельзя. Поэтому необходимо записаться на консультацию в клинику АКСИС, где вы пройдете диагностику и будете точно знать, какое у вас заболевание, и как специалисты клиники могут вам помочь.

Консультация врача-нейрохирурга 3000 рублей