Нестабильность позвоночника

Нестабильность позвоночника – патология, возникающая вследствие естественных возрастных изменений, врожденных заболеваний или наследственных факторов. Каждый сегмент позвоночника является системой , включающей в себя позвонок, межпозвоночный диск, связки, мышцы и сухожилия. Назначение этого сложного комплекса – равномерное распределение и амортизация нагрузок. В результате дестабилизации позвоночник лишается возможности выполнять свои функции.

Виды

В зависимости от локализации различают::

1.       Нестабильность шейного отдела позвоночника. Этот отдел наиболее подвижный, поэтому больше нередко страдает от развития нестабильности сегментов. При патологической подвижности может механически повреждаться вещество спинного мозга, нервные корешки, косвенно, в процесс могут вовлекаться питающие головной мозг  сосуды.

2.       Нестабильность поясничного отдела позвоночника. Дестабилизация этой части позвоночника приводит к смещению тел позвонков, сужению позвоночного канала, сдавлению нервных корешков. Появляется боль в пояснице, усиливающаяся в вертикальном положении, при ходьбе, попытке встать из положения “сидя”, за счет ущемления корешков возникают «прострелы», чувство онемения и слабость в ногах.

Независимо от локализации, лечить нестабильность позвоночника требуется как можно быстрее. Промедление грозит нежелательными последствиями.

Симптомы нестабильности позвоночника в шейном отделе такие:

• боль шее, усиливающаяся при поворотах, сгибании и разгибании головы;
  • боль в руках за счет ущемления корешков в межпозвонковых отверстиях;
  • при длительном процессе с повреждением вещества спинного мозга (миелопатия) может развиваться слабость в ногах, шаткость походки, нарушение функции тазовых органов.

Функциональная нестабильность позвоночника в поясничном отделе характеризуется:

• болью в пояснице, возникающей и усиливающейся при ходьбе, попытке встать из положения “сидя”;
  • боль и слабость в ногах при ходьбе (нейрогенная хромота) за счет сдавления корешков конского хвоста.

При отсутствии лечения  симптоматика может усугубляться.

Диагностика

Диагностика патологии включает в себя в первую очередь сбор анамнеза – визуальный осмотр и беседа с пациентом. Второй этап включает в себя ряд обследований, в их числе:

• рентгенография с функциональными пробами (в положении стоя + наклонившись вперед + отклонившись назад);
  • МРТ;
  • КТ.

С целью выявления сопутствующих заболеваний назначаются клинические анализы и исследования.

Консервативное лечение

Консервативное (безоперационное) лечение включает в себя следующие виды терапии.

Назначение

Медикаментозная

Купирование боли, снятие мышечного спазма, улучшение клеточного метаболизма в тканях.

Физиотерапия

Улучшение кровообращения, что, в свою очередь, позитивно влияет на обмен веществ и питание тканей.

Лечебная физкультура

Стабилизация позвоночных сегментов за счет укрепления мышечного корсета.

Если консервативная терапия безуспешна, назначается хирургическое лечение.

Хирургическое лечение

Цель хирургического лечения – стабилизация позвоночных сегментов путем установки имплантатов, удерживающих позвонки в физиологическом положении. Инвазивность операции, ее длительность и сроки реабилитации зависят от объема поражения, количества вовлеченных в патологических процесс сегементов.

Восстановление

В  послеоперационном периоде реабилитации пациент должен придерживаться несложных рекомендаций: в течение 3х-4х недель исключаются тяжелые физические нагрузки (тяжелый физический труд, занятия спортом), а также деятельность связанная с наклонами корпуса вперед.

Консультация врача-нейрохирурга 3000 рублей