Грыжа межпозвоночного диска

Межпозвоночная грыжа – одна из самых распространенных причин болей в спине, шее, ногах и руках. Чаще она встречается у людей в возрасте от 35 до 55 лет, преимущественно у мужчин. Заболевание опасно тем, что способно серьезно ограничить двигательные способности человека, поскольку часто вызывает сильную боль, мышечную слабость.

Чтобы понять, как возникает грыжа, обратимся к строению позвоночника. Между позвонками расположены плоские круглые прокладки, называемые межпозвоночными дисками, действующими как амортизаторы. У каждого - мягкий гелеобразный центр, так называемое, пульпозное ядро. Оно окружено жестким волокнистым наружным слоем – фиброзным кольцом.

Когда в результате травмы позвонки сильно сдавливают межпозвонковый диск, из-за большой нагрузки пульпозное ядро разрывает кольцо изнутри, и частично хрящ из середины ядра проникает наружу в канал позвоночника и сдавливает нервные структуры. Так образуется грыжа межпозвоночного диска.

Межпозвоночная грыжа

Это серьезное заболевание, которое без внимания оставлять не следует. Чтобы пройти детальное обследование и поскорее начать восстановление, обратитесь к нашим специалистам. В клинике спинальной хирургии АКСИС для лечения межпозвоночной грыжи используются современные методики и высокоточное медицинское оборудование. Запишитесь на прием к нашим специалистам по телефону +7(495) 228-03-38 или оставьте заявку с помощью специальной формы на сайте клиники.

Симптомы межпозвоночной грыжи и возможные последствия

Межпозвоночная грыжа чаще всего встречается в поясничном отделе позвоночника, но может появиться в шейном и грудном отделах.

Основные симптомы межпозвоночной грыжи:

• сильная боль, нередко распространяющаяся в область ягодиц, ноги или руки, вдоль ребер;
  • покалывание или онемение в конечностях или в других областях тела;
  • мышечная слабость;
  • нарушение мочеиспускания;

Иногда эти симптомы можно спутать с проблемами мочеполовой, пищеварительной или сердечно-сосудистой систем. Например, когда боль отдает в нижнюю левую часть живота или в середину груди. Поэтому важно не запускать заболевание: со временем грыжа начинает все сильнее сдавливать нервные окончания и собственные сосуды нервов. В результате длительного сдавливания повреждение нервной ткани может быть необратимым.

Крайне редко шейные грыжи диска оказывают давление на сосуды головного мозга, вызывая синдром позвоночной артерии:

• головную боль;
  • головокружения;
  • нарушения координации;

Иногда межпозвоночная грыжа только снижает рефлексы, в более тяжелых случаях может парализовать ноги, руки и даже дыхание, став причиной спинального инсульта, ишемии.

Диагностика и лечение межпозвоночной грыжи

В клинике АКСИС используют несколько методов выявления грыжи межпозвоночного диска:

1. Магнитно-резонансная томография (МРТ). Данный метод диагностики является золотым стандартом обследования пациентов с заболеваниями позвоночника. Тест используется для подтверждения местоположения грыжи межпозвоночного диска.
  2. Рентгенография. Простые рентгеновские снимки не обнаруживают грыжи, но они нужны, чтобы исключить другие причины боли в спине, такие как нестабильность позвоночного сегмента, перелом позвонка, вывих и подвывих позвонка, деформация позвоночника, косвенно могут указывать на инфекцию, опухоль.
  3. Компьютерная томография (КТ). КТ-сканер принимает серию рентгеновских лучей с разных направлений, а затем комбинирует их для создания изображений поперечного сечения позвоночника и тканей вокруг него. Этот метод позволяет оценить плотность костной ткани и определить костные повреждения, например перелом тонких структур позвонка (суставные отростки позвонка и краевые пластины диска). Такие находки позволяют более точно оценить эффективность тех или иных методов лечения.

Когда диагностирована межпозвоночная грыжа, лечение будет проходить в индивидуальном порядке по специально разработанной программе. В клинике АКСИС применяют принцип от меньшего к большему:

1. В том случае, если грыжа диска не угрожает пациенту инвалидизацией, применяется Консервативный метод лечения. Этот метод не подразумевает хирургических манипуляций и включает вытяжение позвоночника, лечебную физкультуру, массаж, применение медикаментов. В 70% случаев позволяет обойтись без операции. Используются стероидные, нестероидные противовоспалительные препараты.
  2. Наряду с системным противовоспалительным лечением проводятся селективные инъекции препаратов. Под контролем рентгенографии в зону грыжи диска вводится лекарственный препарат, направленный на уменьшение отёка тканей. При отсутствии эффекта от системного применения лекарственных препаратов в течение 7-21 дня и незначительном эффекте от применения селективных инъекций препаратов показано проведение хирургического лечения.
  3. Хирургический метод предусматривает проведение операции.

Описание операции

В клинике АКСИС делают два вида операций на грыже межпозвоночного диска – с удалением части хряща, сдавливающего нервные структуры, и без удаления:

1. Операция с удалением части хряща, сдавливающего нервные структуры, может проводится классическим путём – микродискэктомия и высокотехнологично – чрескожно с использованием эндоскопической методики удаления грыжи диска.
    Хирург посредством микроинструментов проникает в пространство между позвонками и удаляет грыжу и сдавливающие нервные окончания части пульпозного ядра диска.
  2. Операция без удаления части хряща – нуклеотомия или нуклеопластика.
    Через прокол кожи под контролем рентгеноскопии внутрь диска вводится специальная игла, на кончике которой создается облако холодной плазмы, лазерной энергии или радиочастотных волн. Часть пульпозного ядра разрушается, и грыжа втягивается обратно.

Послеоперационный период

Описанные операции малоинвазивные. То есть, вмешательство хирурга в организм минимально: для проникновения к месту на коже делаются микроразрезы либо проколы. Используется при этом, как правило, местная анестезия. Таким образом, уже через несколько часов пациент может вернуться домой.

Во время реабилитации главное точно следовать инструкциям лечащего врача. То есть, в течение месяца ограничить физическую активность: в т.ч., не поднимать тяжестей. При необходимости принимать назначенные хирургом медикаменты. А потом, когда восстановление закончится, обязательно начать процедуры, помогающие укреплять мышечный корсет.

Возможно, у вас межпозвоночная грыжа?

Если вы обратили внимание на утреннюю скованность в движениях, тупую или «стреляющую» боль при вставании и движении, если ваши ноги или руки стали слабее, ухудшилась осанка, чувствуется онемение конечностей и покалывание, – все это признаки того, что вам обязательно нужно обратиться к врачу неврологу или нейрохирургу. Вам предложат пройти диагностику для оценки состояния ваших нервных структур и позвоночника.

Раннее выявление и лечение грыжи межпозвоночного диска – лучшее, что вы можете сделать для себя, дабы избежать будущих проблем. Позвоните прямо сейчас в клинику АКСИС по телефону +7(495) 228-03-38 или запишитесь на консультацию с помощью специальной формы на нашем сайте.

Консультация врача-нейрохирурга 3000 рублей