Лечение мигрени

Мигрень - одна из наиболее распространенных форм первичной головной боли.

Мигрень рассматривают как заболевание, имеющее генетически обусловленную особенность регуляции тонуса сосудов головного мозга.

Мигрень проявляется приступами головной боли пульсирующего характера чаще в одной половине головы, нередко сопровождается тошнотой, рвотой, плохой переносимостью яркого света, резких запахов и громких звуков. В ряде случаев сопровождается преходящей неврологической симптоматикой (нарушением зрения, онемением или слабостью в конечностях), в 25% присутствует аура, предшествующая головной боли.

Мигренью страдает 10-15% взрослого населения, в 2 раза чаще мигрень наблюдается у женщин. Пик распространенности заболевания у женщин примерно к 40 годам у мужчин к 35. Начало заболевания приходится на юношеский и молодой возраст. Приступ мигрени может длиться от 2 часов до 3 суток и может возникнуть в любое время суток, часто во время ночного сна.

К факторам, провоцирующим мигрень относят: стресс, период менструации, овуляции, недосыпание и избыток сна, физические нагрузки, некоторые продукты питания: какао, шоколад, сыр, молоко, орехи, яйца, алкоголь (пиво и красное вино), яркий свет, шум, некоторые лекарственные препараты. Важная роль в развитии мигрени принадлежит увеличению в сыворотке крови глутамата (глутамат натрия может провоцировать мигрень!).

Диагноз «Мигрень» основывается на клинических данных, однако при наличии частых приступов (чаще 2 раз в неделю), очаговой неврологической симптоматики необходимы дополнительные методы исследования.

Следующие признаки являются настораживающими и требуют незамедлительной консультации специалиста, даже у пациентов с верифицированной мигренью:

1. Головная боль, которая достигает пика интенсивности в течение нескольких секунд (по типу «удара грома»)
2. Дебют в возрасте старше 50 лет
3. Приступы головной боли с нарастающей интенсивностью и/или частотой в течение нескольких недель и более
4. Злокачественные новообразования в анамнезе (метастазы в головной мозг) или иммунодефицитное расстройство (например, ВИЧ-инфекция, СПИД)
5. Лихорадка, менингизм, изменение состояния сознания или их сочетание
6. Сохраняющаяся очаговая неврологическая симптоматика
7. Отчетливое изменение характера головных болей

Лечение мигрени делится на 2 этапа:

1. Лечение мигренозного приступа (используют препараты дигидроэгготамина, триптаны, симптоматическая терапия).
2. Профилактическая терапия:

- устранение провоцирующих приступ факторов;
- соблюдение режима труда и отдыха;
- медикаментозная терапия (ботулотоксин типа А, топиромат, трициклические антидепрессанты и др.).

Детальное разъяснение особенностей мигрени помогает нам понять, что, несмотря на тяжесть данной патологии, существует возможность ее контролировать и значительно улучшить качество жизни пациентов и их родственников.