Лечение пучковой (кластерной) головной боли

Кластерная боль, лечение которой успешно осуществляется в клинике «Аксис», – головная боль (цефалгия) первичного типа. Боль характеризуется серией приступов, локализующихся в различных областях головы, чаще в височной и окологлазничной. Болевые импульсы развиваются сериями-кластерами, что и дало название заболеванию. Кластеры приступов боли персистируют недели до нескольких месяцев, после чего следует продолжительный период ремиссии. Такие цефалгии еще называют пучковыми.

Причины

Причины заболевания до конца не ясны. Циклический характер цефалгии дает основания предполагать связь эпизодов с биологическими ритмами человека. Непосредственно болевые ощущения вызываются повышением уровней серотонина и гистамина – гормонов, отвечающих за биологический цикл сна и бодрствования.

Как сообщают многие пациенты, эпизоды часто начинаются во время сна, в результате больной страдает не только от цефалгии, но и от недосыпания. Установлено, что в большинстве случаев начало приступа приходится на фазу быстрого сна.

Употребление алкоголя во время обострения приводит к усилению болевых ощущений, но само по себе спиртное не вызывает кластерной боли.

Существуют данные о том, что заболевание носит наследственный характер. Прямые потомки людей, страдавших пучковыми болями, чаще подвержены этому заболеванию. Хотя ген, отвечающий за передачу признака, до сих пор не обнаружен.

Симптомы

Пучковая цефалгия проявляется кластерами приступов. Каждый включает в себя серию эпизодов длительностью от 15 минут до полутора часов. Сам кластер длится от одной до нескольких недель. Симптоматика эпизода следующая:

1. Появляется боль в теменной либо височной области на одной стороне головы, распространяющаяся в окологлазничную область.
  2. Присоединяется ощущение заложенность уха на стороне боли.
  3. Позади глаза со стороны заложенного уха возникает острая боль. Пациенты сообщают об ощущении «раскаленной спицы».
  4. Глаз может покраснеть, появляется слезотечение.
  5. Зрачок сужается, уменьшается поле зрения.
  6. Наблюдается заложенность носа и повышенная потливость.
  7. Увеличивается частота сердечных сокращений (тахикардия).

В отличие от мигрени, кластерная цефалгия не имеет предвестников приближения обострения. Эпизод начинается внезапно. Заболевание носит сезонный характер, наиболее рискованные периоды – осень и весна.

Кроме того, к характерным признакам болезни относят:

Признак

Характеристика

Возраст начала приступов

Между 20 и 50 годами

Характер эпизодов

Короткие приступы (от одного до нескольких в день) сериями по несколько дней или недель

Ремиссия

По завершении кластера наступает период ремиссии продолжительностью до трех лет

Распределение пациентов по половой принадлежности

Мужчины страдают кластерным цефалгиями в шесть раз чаще. Не прослеживается связь наступления эпизодов с менструальным циклом у женщин

Локализация боли

Боль локализуется вокруг одного глаза, иррадиируя в висок, щеку, лоб. В 85% случаев локализация не меняется от приступа к приступу

При пучковой головной боли клиника отличается от мигрени и других видов цефалгии.

Профилактика и лечение

Если диагностирована пучковая головная боль, лечение состоит в купировании болевого синдрома и профилактических мероприятиях, призванных избежать приступов в будущем.

При данном заболевании анальгетики малоэффективны. Хороший эффект дают:

• кислородные ингаляции;
  • инъекции «Суматриптана» внутривенно;
  • раствор «Лидокаина» назально.

Профилактика включает нейромодуляцию, электростимуляцию затылочных нервов и общеукрепляющие меры – изменение распорядка, нормализацию графика труда и отдыха, избегание стрессов.