Лечение пучковой (кластерной) головной боли

Кластерная головная боль встречается относительно редко: от нее страдает менее 1 человека из 1000 взрослых, преимущественно мужчины (соотношение мужчин и женщин 1:9). Ее особенностью является интенсивность боли и тенденция к серийному (пучковому, «кластерному») возникновению. Развивается, в основном, у молодых людей в возрасте 20 лет и старше.

Клиника: головная боль проявляется в виде частых, кратковременных, но крайне тяжелых (мучительных и нестерпимых) приступов, для которых характерны боль в области глаз со слезотечение и покраснением, насморк или заложенность носа с той стороны лица, которая болит, и возможно опущение век. Боль носит сверлящий или жгучий характер, почти всегда односторонняя.

Патогенез заболевания неясен.

Диагноз основывается на следующих критериях:

• наличие односторонней глазничной, надглазничной или височной боли, длительностью без лечения 15-180 мин.
  • покраснение глаза
  • слезотечение
  • заложенность носа
  • ринорея
  • потливость лба и лица
  • сужение зрачка
  • птоз
  • отек века
  • частота приступов от 1 до 8 в день.

Лечение включает 2 направления:

- купирование приступа
- профилактическое лечение с целью прекращения приступов

Обычные анальгетики как правило не помогают, наркотические анальгетики дают слабый эффект. Наиболее эффективны: ингаляции кислорода и в\в введение суматриптана. У некоторых пациентов эффективно интраназальное (закапывание в нос) раствора лидокаина.

В качестве профилактической терапии рассматривают мноклональные антитела (метод на стадии клинических исследований).

В качестве немедикаментозного метода перспективно использование методов нейромодуляции: электростимуляция затылочных нервов, крылонебного ганглия и глубоких структур головного мозга – DBS (Deep Brain Stimulation).