Лечение головных болей с напряжением

Боль напряжения (ГБН, тензионная боль) – наиболее часто диагностируемая цефалгия первичного типа. Этот вид болевого синдрома не возникает вследствие других заболеваний, а является ответом организма на чрезмерные нервные нагрузки, хронический стресс и другие провоцирующие факторы.

Причины

Тензионная боль – проблема мультифакторная, вызывать ее может множество причин, с этим и связано распространение данного вида цефалгии.

Причина

Примечание

Нервное напряжение

Вызвать ГБН могут хронические стрессы и депрессии, в том числе скрытые, атипичные. В этом случае, помимо, собственно, боли, больные отмечают раздражительность, бессонницу, потерю аппетита

Длительное напряжение мышц головы, шеи, плечевого пояса

К такому результату может привести длительное нахождение в нефизиологичной позе, связанное, например, с условиями труда, неудобной позой сна, вождением автомобиля

Прием тех или иных лекарственных препаратов

Вызвать тонзионные боли может длительный, бесконтрольный прием анальгетиков и транквилизаторов. Продолжение употребления этих препаратов может привести к развитию хронической формы заболевания

Другие факторы

Спровоцировать ГБН могут прием алкоголя, изменения атмосферного давления, работа в душном помещении и множество других причин

Симптомы

Клиническая картина отмечается рядом характерных симптомов, главный из которых – болевой синдром сдавливающего типа. Пациенты отмечают ощущения, как будто голову сдавливают в тисках или надевают на нее тесную каску. Кроме того, выделяют такие симптомы:

1. Приступ ГБН обычно длительный, эпизод длится не менее получаса, может продолжаться до недели.

2. Боль симметричная, двухсторонняя, хотя отмечаются и случаи более интенсивного проявления синдрома с одной стороны головы.

3. Интенсивность ощущений равномерная, от привычных нагрузок и повседневной физической активности усиление боли не наблюдается.

4. Могут проявляться признаки общего недомогания – слабость, тошнота, непереносимость громких звуков и сильных запахов. Иногда наблюдается фотофобия – непереносимость яркого света.

Если количество эпизодов боли превышает 15 за месяц (цефалгия проявляется раз в два дня и чаще), ГБН считают хронической.

Профилактика и лечение

Лечение ГБН зависит от того, носит болезнь эпизодический или хронический характер. В первом случае основное значение отводится профилактике – нормализации психического фона, пересмотру привычек, распорядка труда и отдыха. Если эпизоды ГБН являются следствием стрессов, устранить причину которых не представляется возможным (например, «нервная» работа с высоким уровнем ответственности), может быть назначен курс антидепрессантов.

В качестве вспомогательных средств служат массаж, физиотерапия, лечебная физкультура, психотерапия.