Клиника Axis

Можно ли делать массаж при грыже позвоночника?

Зеленков Петр Владимирович
Статья проверена и подтверждена врачом
Зеленков Петр Владимирович
Врач-нейрохирург, кандидат медицинских наук
Дата актуализации статьи: 12.07.2023

В современном мире, учитывая стресс, гиподинамию, нагрузки на работе, большинство людей все чаще сталкиваются с такими проблемами как:

• высокая нервная возбудимость и как следствие — бессонница;
  • синдромом повышенной усталости,
  • деформацией позвоночника (сутулость, сколиоз),
  • шейный и поясничный остеохондроз, образование протрузий и грыж, что нередко сопровождается болями не только в спине, но и в руках и ногах, снижением качества жизни.

В подобных случаях, одним из самых распространенных методов лечения и профилактики становится массаж, к которому нередко прибегают, ввиду доступности и малозатратности. Основная цель массажа – снятие мышечного спазма и улучшение кровообращения массируемого участка, за счет чего ускоряются обменные процессы в тканях, повышается тонус и эластичность мышц. Приток крови к мышцам усиливается, они лучше насыщаются кислородом, улучшается трофика мышечной и прилежащих тканей (связок, суставных хрящей).

При очевидном положительном эффекте, далеко не все патологии подразумевают профилактику или лечение массажем. Так, массаж при грыже позвоночника имеет ряд противопоказаний и может быть назначен в лечебных целях только после консультации специалистом и тщательно проведенной диагностики.

Показания к назначению массажа при грыжах межпозвонкового диска.

Шейный отдел позвоночника, как самый подвижный и пояснично – крестцовый, как подвергающийся максимальной нагрузке, наиболее предрасположены к развитию дегенеративных заболеваний. При разрыве фиброзного кольца межпозвонкового диска, и попадании его содержимого в позвоночный канал развивается местный воспалительный процесс, который сам по себе может явиться причиной боли в пояснице, шейном либо грудном отделе позвоночника. При вовлечении в воспалительный процесс нежных нервных структур может появиться боль в ноге, руке, грудной клетке. Болевые ощущения могут провоцироваться движением, изменением позы, ходьбой. Организм, пытается нивелировать подобные внешние триггеры боли – развивается стойкий мышечный спазм околопозвоночных мышц (дефанс).

Нередко после курса различных медикаментозных и реабилитационных процедур острый болевой синдром снимается. Однако, стойкий, болезненный спазм мышц, окружающих позвоночник сохраняется длительное время (месяцами и даже годами). В спазмированных мышцах нарушается трофика, накапливаются продукты обмена, меняется их структура, снижается эластичность. В области прикрепления мышц к костям, образующим суставы развивается хронический воспалительный процесс. При нередко встречающемся несимметричном спазме околопозвоночных мышц может развиться кривошея, сколиоз, перекос таза. Спазмированные мышцы шеи «пережимая» ветви нервных стволов плечевого сплетения провоцируют туннельные синдромы: довольно характерное мучительное чувство онемения рук во время ночного сна; сдавленные корешки затылочных нервов провоцируют интенсивную боль в затылке, часто маскирующуюся под мигренозную боль; таким же образом, хронический мышечно-тонический синдром может провоцировать боль в грудной клетке, тазовые боли, боль и онемение в ногах.

Разорвать описанную порочную взаимосвязь, поможет внешнее воздействие на спазмированные мышцы – массаж. Стоит понимать, что путем массажа невозможно избавиться от грыжи, но можно облегчить симптоматику, а в случаях протрузии, так называемом предгрыжевом состоянии межпозвоночного диска, замедлить дегенеративные процессы.

Противопоказания к процедуре

Специалисты клиники Аксис напоминают, что в острый период ущемления нервных корешков секвестром грыжи, или другом стенозе позвоночного канала, при нестабильности или смещении позвонков любые массажные процедуры противопоказаны и могут серьезно усугубить состояние. Только консультация с врачом-неврологом позволит определить правильную тактику лечения.

Выбор массажной процедуры.

Если вы все же решили прибегнуть к этому методу, то стоит рассматривать следующие массажные процедуры, возможные при заболеваниях позвоночника:

• точечная (акупрессура) — воздействие на биологически активные точки тела человека пальцами или специальными массажерами. Размер такой точки, как правило, не превышает 0,5 мм, поэтому только специалист может грамотно использовать данную методику;
  • водная – интенсивное и не травматичное воздействие специальным душем;
  • вакуумная – путем использования специальных банок, искусственно создается разреженный воздух (вакуум), в котором происходит активизация электромагнитного поля.
  • Массаж Гуаша — техника, которая применяется с помощью специальных скребков сделанных из кремния, меди или нефрита

При заболеваниях позвоночника, массажные процедуры не являются отдельным видом лечения. Как правило, это часть комплексной терапии или профилактической меры, которая позволяет заметно улучшить кровоснабжение и трофику тканей

Грыжа. Нужна операция или нет? Отвечает на вопросы врач-нейрохирург Зеленков Петр Владимирович.
1 of 1
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.